Скачать работу

И.А.Бунин и М.Горький - писатели, внесшие огромный вклад в русскую литературу. Их судьбы пересеклись в конце 19 века и разошлись навсегда к концу 10-ых годов 20 века. Они были современниками таких знаменитых людей, как Лесков, Успенский, И.Гончаров, находились в тесных дружеских отношениях с А.П.Чеховым, встречались с Л.Н.Толстым, Ф.Шаляпиным, Л.Андреевым, Н.Телешовым, А.Куприным. Еще при жизни писатели достигли большого творческого успеха и признания художественного мастерства. Горький становится известным сразу после выхода его первых произведений в конце 90-ых годов 19 века. Слава к И.Бунину-прозаику приходит в 10-е годы 20 века. Однако по достоинству он оценен немногими, первым среди которых был А.М.Горький. Длительное литературное сотрудничество и дружеская связь Бунина и Горького - явление во многом непонятное, трудно объяснимое. Они были людьми разного социального происхождения, с непохожими представлениями о мире и человеке, писателями, представлявшими разные литературные направления. Единственным связующим звеном между ними стала любовь к русской классической литературе, России. Дальнейшему сближению способствовала совместная работа в журнале "Жизнь", издательстве "Знание", постоянное общение в литературном кружке "Среда", регулярная переписка художников. Встречи Бунина и Горького на Каприв 1909-1913 годы станут лучшей порой их дружеских отношений. В эти годы прослеживаются параллели в творчестве писателей. В произведениях этих лет художники обращаются к теме России, народа, грядущих перемен, духовности. Однако их отношения нельзя назвать идеальными. Были моменты неприятия, раздражения, что отражается в переписке с близкими и друзьями. Они касались художественных и общественных позиций Бунина и Горького. Катастрофа, постигшая Россию в начале 20 века, резко обострила расхождения писателей, что и послужило причиной разрыва отношений М.Горького и И.Бунина в 1917 году.

Драматические события 17 года в России повлекли перемены в жизни и литературной деятельности И.Бунина и М.Горького. В 1920 году И.А.Бунин вынужден навсегда покинуть Родину. Горький остается в России, становясь символом революции, ее "буревестником".

Внимание и интерес литературоведов к творчеству М.Горького были постоянными, как к писателю, представлявшему искусство, связанное с революцией. В 30-40 годы организуется Архив и Музей художника, выходят сборники "Горьковских чтений", в основу которых были положены доклады и сообщения, сделанные на специальных горьковских конференциях. В эти годы обозначился круг исследователей, уделявших большое внимание изучению жизни и творчества писателя, среди них В.Н.Десницкий, С.В.Касторский, К.Д.Муратова, И.А.Груздев, С.Д.Балухатый.

В печати 40-50 гг. появились новые имена литературоведов, изучавших творчество Горького - Л.А.Волков, Б.В.Михайловский, А.И.Овчаренко, Е.Б.Тагер.

Большую помощь горьковедам оказало изданное в 1949-1955 гг. тридцатитомное "Собрание сочинений" Горьуого, куда были включены многие его ранние произведения, публицистические и критические статьи и 3 тома писем. Академия Наук СССР выпускает большие сборники документов и исследований о литературе - "Литературное наследство", из которых два тома посвящены Горькому.

На этом этапе истории фигура Горького изображалась в качестве ведущей фигуры литературного процесса. Дарование других значительных писателей недооценивалось или просто принижалось.

В современных исследованиях Горький представляется фигурой глубоко трагичной и недостаточно изученной. Литературоведы обращаются к малоизвестным фактам из жизни писателя, освещают истинные причины отъезда Горького из России в 1921 году. До сих пор вызывает споры загадочная смерть М.Горького в 1936 году. На современном этапе Горький интересен как замечательный мастер слова, деятельность которого рассматривается с общечеловеческих позиций. М.Горький - художник поражает своеобразной трактовкой избранных тем, мажорным тоном и яркостью художественной палитры. Он выступает как вестник духовного обновления русского человека.

Новый взгляд на эту проблему отражен в работах Н.Примочкиной, И.Уайла. В периодических изданиях 90-х годов появляются статьи Б.Парамонова, М.Пьяных, В.Баранова, В.Кузнецова.

"Возвращение" Бунина началось недавно. В течение нескольких десятилетий предавался он незаслуженному забвению. В советское время первым, наиболее полным, изданием был девятитомник, вышедший в 1965-1967 г.г., благодаря личным усилиям А.Т.Твардовского.

За рубежом уже в 1935 году выходит одиннадцатитомное собрание сочинений И.Бунина (Берлин, Петрополис). В Париже в 1950 году выходят "Воспоминания" И.Бунина, в 1977 году хранительница Парижского Архива Милица Грин публикует дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны Буниных.

На Западе впервые издаются уникальные произведения, не имевшие аналогов во всей русской литературе. В 1925 году в Париже напечатана "Митина любовь". Выходят сборники рассказов "Солнечный удар", "Божье древо". Вершиной его творчества становится опубликованная в 1930 году "Жизнь Арсеньева". В 1946 году полностью издан цикл рассказов о любви - "Темные аллеи".

Присуждение в 1933 году литературной премии Нобеля - крупное событие в творческой жизни Бунина, свидетельствовавшее о признании его таланта западным обществом. Знаменательно это вручение для России. Именно И.А.Бунин стал первым русским, удостоившимся этой чести.

О жизни и творчестве великого писателя писали многочисленные современники. Среди них историк и критик М.А.Алданов, В.Ф.Ходасевич, А.Седых, В.Катаев, Ф.А.Степун, Г.Кузнецова. Восхищение и уважение к его творчеству и личности высказывали многочисленныезарубежныехудожники и критики - Франсуа Мориак, Андре Жид, Р.Роллан, Анри де Ренье, Т.Манн, Д.Джером.

Современники Бунина единодушно отмечали, что именно в изгнании художник создал лучшие свои вещи. Почти все они на русские темы, о России.

В творчестве Бунина ярко отражены традиции русской литературы и поэтической системы в России. Бунин - реалист, для которого свойственны неуловимая художественность и свобода, образная память, знание народного языка, изумительная изобразительность, словесная чувствительность. И.Бунин внес в литературу новые, непривычные темы и звучания, создал ни с чем не сравнимый стиль, до сих пор поражающий своей яркой необычностью.

Среди современных исследователей, обращавшихся к изучению жизни и творчества Ивана Бунина, можно назвать Ю.Мальцева, Ю.И.Айхенвальда, В.Лаврова, Ю.Адоевцеву, Л.А.Смирнову и др.

К взаимоотношениям художников обращались неоднократно. Впервые систематическое рассмотрение проблемы в целом предпринято в работе А.М.Нинова. Такие исследователи, как В.Афанасьев, Л.Афонин, А.Бабореко, А.Волков, Б.Костельянц, К.Муратова, Л.Никулин отметили некоторые существенные точки соприкосновения М.Горького и И.Бунина в биографическом и общелитературном плане.

В современном литературоведении наблюдается интерес к публицистике И.Бунина и М.Горького начала 20 века. В печати "Окаянные дни" и "Несвоевременные мысли" появляются в конце 80-начале 90-х годов. До этого они были малоизвестны и не публиковались. Бунинский дневник более известен за рубежом. В середине 90-х годов в печати появляются статьи К.Ошар, К.Эберт, О.Михайлова, В.Асаткина. в них рассматриваются жанровые особенности произведения, выделяются главные темы и мотивы. Среди исследователей, обратившихся к изучению "Несвоевременных мыслей", можно назвать Л.Сараскину, А.Слинько, Л.Резникова, И.Вайнберга.

С недавнего времени эти произведения стали сопоставляться. Они схожи по жанру и тематике, отражают мысли писателей о прошлом, настоящем и будущем России.

Основное расхождение писателей определяется приятием Горького и неприятием Бунина этих кровавых дней. По-разному они видят пути обновления страны. Главным остается то, что их одинаково волновали дальнейшая судьба России, сохранение ее духовных и нравственных начал.

Попытка сопоставления публицистических произведений И.Бунина и М.Горького была предпринята в книге Ю.Мальцева, выпущенной в Париже.

В России в 90-е годы эта проблема рассматривалась в публикации Б.Ланина, В.Асаткина.

В современном литературоведении данная проблема недостаточно исследована.

Цель предпринятой работы - сопоставление мыслей И.Бунина и М.Горького о России в публицистике 1917-1920 годов.

Осуществление поставленной цели невозможно без решения частных задач:

1. Раскрыть историю взаимоотношений писателей с современной точки зрения.

2. Проанализировать суждения И.Бунина и М.Горького о прошлом, настоящем и будущем России.

3. Выявить специфику публицистических произведений М.Горького и И.Бунина 1917-1920 годов.

Материалом исследований явились дневники, переписка писателей, публицистические произведения 1917-1920 годов, периодические издания последних лет, воспоминания современников о Бунине и Горьком.

Методы предпринятого исследования опираются на традиции историко-сравнительного, функционального изучения литературных явлений.

Положения дипломной работы излагаются в проблемно-хронологической последовательности.

Тема исследования определила структуру дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Список использованной литературы содержит 65 наименований.

И.Бунин и М.Горький – писатели-современники.

В истории русской литературы их имена нередко ставились в один ряд. Причин тому множество: личное знакомство, совместное участие в работе издательства «Знание», публикации произведений в общих сборниках, наконец, определенное пересечение в поиске новых форм художественного освоения мира.

Жизненные и творческие пути Бунина и Горького, действительно, пересекались многократно и разнопланово. Отношения художников, между тем, нельзя отнести к числу всегда понятных явлений. На протяжении 20 лет они были и близки, и далеки от взаимопонимания.

Первая встреча Бунина и Горького состоялась в апреле 1899 года на набережной Ялты. Познакомил писателей А.П.Чехов. «Чуть не в тот же день, - вспоминал через много лет Бунин, - между нами возникло что-то вроде дружеского сближения, с его стороны несколько сентиментального, с каким-то восхищением мною:

- Вы же последний писатель от дворянства, той культуры, которая дала миру Пушкина и Толстого!»

В тот же день Горький и Бунин провели вместе несколько часов.

«На обратном пути Бунин зашел к Алексею Максимовичу, который жил в меблированных комнатах Витмер на Виноградной улице. Говорили о Чехове, вообще о литературе, засиделись допоздна».

В характере Горького Бунин отметил умение быть милым, скромным и даже излишне застенчивым. Горький любил говорить о литературе, заинтересовался мнением Бунина по вопросам художественного творчества. Более всего Горького притягивала та генетическая связь, которая соединяла его нового знакомого с дворянской культурой. Он не раз подчеркивал это в разговоре с Буниным, очень четко сознавая необходимость для себя усвоения традиции классического искусства.

К моменту знакомства сам Горький уже был известен как писатель не только в России, но и за рубежом. В марте-апреле 1898 года вышли два тома его «Очерков и рассказов».

«…Слава его шла уже по всей России. Потом она только продолжала расти. Русская интеллигенция сходила от него с ума, и понятно почему. Мало того, что это была пора уже большого подъема русской революционности, мало того, что Горький так отвечал этой революционности: в ту пору шла еще страстная борьба между «народниками» и недавно появившимися марксистами, а Горький уничтожал мужика и воспевал «Челкашей», на которых марксисты, в своих революционных надеждах и планах, ставили такую крупную ставку. И вот, каждое новое произведение Горького делалось всероссийским событием».

Так спустя годы оценит Бунин положение своего современника в литературном процессе.

Имя И.Бунина также занимало видное место в числе молодых талантов. Он был автором нескольких книг – «На край света» (1897), «Под открытым небом» (1898), перевода «Песни о Гайавате», стихов и рассказов, опубликованных в столичных журналах, которые свидетельствовали о разностороннем, быстро крепнущем литературном таланте писателя.

Сборник «На край света», вышедший за год до первых книг Горького, был встречен благожелательно многими известными критиками и стал заметным событием в литературе порубежной эпохи.

С момента знакомства в Ялте между писателями завязалась оживленная переписка. Получив в подарок книгу «Под открытым небом», Горький писал Бунину: «Читал и читаю стихи. Хорошие стихи, ей-богу! Свежие, звучные, в них есть что-то детски-чистое и есть огромное чутье природы».

Огромную роль в сближении Бунина и Горького играл А.П.Чехов. Его авторитетное мнение было важным для молодых художников. Сам Чехов также весьма ценил общение с представителями «нового реализма». Его ялтинский дом на протяжении нескольких лет был местом встреч для Бунина и Горького.

Следующая их встреча, весной 1900 года, совпала с гастролями Московского Художественного театра в Крыму. Во второй половине марта Горький приехал к Чехову по его просьбе, с тем, чтобы «поближе подойти к этому театру, присмотреться» и «написать пьесу».

В то же время в Ялту приехали Бунин и Телешов. Они ежедневно виделись с Горьким. 18 апреля 1900 года Бунин писал брату Юлию из Ялты: «Я провожу здесь время очень недурно. Приехали мы 12-го вечером, прямо пошли к Горькому, встретил очень радушно. Он тут с женой Екатериной Павловной и со своим мальчиком, Максимом, толстый и милый мальчик. <> Вечером 12-го мы пошли к Горьким ужинать. На другой день у него завтракали и с тех пор почти не выходили от него. 14-го приехали артисты Моск.Худ.театра. <> Горький в высокой славе, за ним ухаживают, умоляют его написать пьесу”.

В свободное от спектаклей и репетиций время дом Чехова наполнялся знакомыми и друзьями. Станиславский так описывал эти дни: «В одном углу литературный спор, … И.А.Бунин с необыкновенным талантом представляет что-то, а там, где Бунин, неизменно стоит Антон Павлович и хохочет, помирает от смеха. Никто не умел смешить Ан.П., как И.А.Бунин…<>”

Минуты хорошего настроения сменялись у Бунина приступами замкнутости и тоски, так как в этот период он переживал мучительный разрыв с женой, Анной Николаевной Цакни.

В конце мая 1900 года Горький вместе с Чеховым, А.Н.Алексиным и В.Васнецовым выехал из Ялты в Батум, Бунин же двумя неделями раньше уехал через Одессу в родную Огневку. Из Огневки Бунин написал несколько писем Телешову, в которых слышны отзвуки споров вокруг имени Горького. Вот как Бунин излагает впечатление родных в деревне: «Хотел я и в деревне Огневке распространить его славу, но брат Евгений не поддался. Он находит его талантливым,…, на